Нечипоренко В.П.
|
|
Стремительный переход к новому технологическому укладу, наблюдаемый в последнее десятилетие в развитых странах и характеризующийся модернизацией производственной базы и замещением устаревших производств, в основном связан с вовлечением информационных ресурсов в систему общественного производства. Основным инструментом такого вовлечения являются новейшие информационно-коммуникационные технологии. Их воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, взаимодействия правительства и общества. Они становятся жизненно важным стимулом для людей и общества эффективно использовать знания в целях обеспечения устойчивого экономического развития, повышения общественного благосостояния, развития культурного многообразия и общечеловеческих ценностей. На пути создания информационного общества в целях использования его экономических, социальных и культурных преимуществ предстоит решить ряд ключевых задач: - проведение экономических и структурных реформ для создания обстановки открытости, эффективности, конкуренции и использования нововведений в дополнении с адаптацией на рынках труда и обеспечением социального согласия; - рациональное управление макроэкономикой; - развитие коммуникационной среды; - развитие людских ресурсов, способных отвечать требованиям века информации. Усилия международного сообщества в информационной сфере должны сопровождаться согласованными действиями по созданию безопасного и свободного от преступности киберпространства. Мобилизация знаний и ресурсов является необходимым условием для решения проблемы преодоления «цифрового неравенства» внутри государств и между ними. Решение этой проблемы требует установления благоприятных рыночных условий по предоставлению населению услуг в области коммуникаций, организации доступа к информации через сеть учреждений, открытых для широкой публики, совершенствования сетевого доступа, особенно в отсталых городских, сельских и отдаленных районах, обеспечения льготного доступа к информации для людей, пользующихся меньшей социальной защищенностью, людей с ограниченной трудоспособностью, пожилых граждан. Развитие людских ресурсов, соответствующих требованиям информационного века, требует создания условий, в которых все граждане могли бы получать навыки работы с современными информационно-коммуникационными технологиями посредством образования, пожизненного обучения и подготовки. Существует проблема мирового масштаба, связанная с преодолением имеющихся различий в области информации и знаний. Те страны, которые не успевают за все более высокими темпами развития информационно-коммуникационных технологий, оказываются в определенной степени лишенными возможности в полной мере участвовать в жизни информационного общества и экономике. Этот вопрос особенно остро стоит в тех странах, где распространению информационно-коммуникационных технологий препятствует отставание в развитии основных экономических и социальных инфраструктур. Необходимо учитывать разнообразие условий и потребностей, которые сложились в развивающихся странах. Поэтому важную роль должны сыграть собственные инициативы этих стран по принятию и последовательной реализации национальных программ в области информационно-коммуникационных технологий, развития людских ресурсов, имеющих навыки работы с такими технологиями. Решение этой проблемы во многом зависит от эффективного двустороннего и многостороннего сотрудничества между странами, участия международных финансовых институтов, международных организаций, образовательных учреждений, частных групп. Это может существенно способствовать международным усилиям по преодолению «цифрового неравенства». На пути соответствующей трансформации своих программ и проектов в информационной сфере находятся многие авторитетные международные организации. Так, ЮНЕСКО завершила подготовку глобальной информационной программы «Информация для всех» на базе Межправительственной программы по информатике ЮНЕСКО (IIP) и Общей программы по информации ЮНЕСКО (PGI), предусматривающей объединение усилий участников, работающих с информационными ресурсами и информационно-коммуникационными технологиями. Основная цель этой новой программы – сделать информацию и знания доступными для всех, содействовать преодолению разрыва между «информационно богатыми и информационно бедными». Люди должны быть готовы к вовлечению в мировые информационные процессы и получать максимум преимуществ от эффективного доступа к информации. При формировании и реализации государственной информационной политики следует учитывать появление киберкультуры с новыми формами культурного выражения и художественного творчества. Наряду с расширением возможностей доступа к культурным благам с помощью информационно-коммуникационных технологий, возрастает риск для развития культурного и лингвистического разнообразия. В рамках указанной программы должны быть получены следующие основные результаты: - достигнут международный консенсус о всеобщем и равноправном доступе к информации как одном из основных прав человека, об этических и правовых принципах, относящихся к киберпространству; - установлены принципы и механизмы сохранения мирового информационного наследия; - определены международные требования к уровню компьютерной грамотности, создана международная система аккредитации и сертификации деятельности по обучению в информационной сфере; - создан портал ЮНЕСКО для доступа к важнейшим информационным организациям мира; - созданы национальные точки доступа к бесплатной информации; - разработана и организована реализация национальных стратегий по оцифровыванию информации; - созданы стандарты для управления и сохранения зафиксированных знаний, стандарты информационного менеджмента; - создана всемирная организация мониторинга потребностей и тенденций компьютерного образования; - созданы международные требования по обеспечению и поддержанию многоязычия и разнообразия культур в киберпространстве. При решении проблем, связанных с формированием глобального информационного общества, одной из ключевых задач является подготовка людских ресурсов, способных получать максимум преимуществ от умения работать в информационной среде. Решение этой задачи лежит не только в плоскости обучения всех граждан работе с современными информационно-коммуникационными технологиями посредством образования в средних и высших учебных заведениях. Стремительное развитие информационных ресурсов и систем, информационно-коммуникационных технологий, их тесная увязка с различными сферами деятельности людей требует пожизненного обучения и подготовки людских ресурсов к работе в информационной среде, в том числе с использованием средств дистанционного обучения. В связи с этим необходимо коренным образом пересмотреть формы и содержание образовательного процесса на всех стадиях обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров по дисциплинам, связанным с навыками работы и поведением в информационной среде. Обучение, подготовка и переподготовка кадров в век информации должны обеспечить: - всеобщую компьютерную грамотность граждан; - понимание роли информационных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий в развитии экономики, основанной на знаниях, в развитии других сфер человеческой деятельности; - умение работать с навигационными системами глобальных информационных ресурсов в сетевом режиме, со средствами управления электронной информацией; - получение навыков проведения научных исследований с помощью информационно-коммуника-ционных технологий (виртуальные лаборатории и университеты); - освоение основ информационного менеджмента; - умение защищать авторские права и права на интеллектуальную собственность в информационной среде; - воспитание бережного отношения к отечественному и мировому информационному наследию; - понимание гражданами правовых и этических основ информационной деятельности, общественных угроз и вызовов в информационном обществе; - определение гражданской позиции в связи с появлением киберкультуры с новыми формами культурного выражения и художественного творчества, необходимостью обеспечения и поддержания многоязычия и разнообразия культур в киберпространстве; - умение использовать эффективные механизмы защиты информации при обработке личных данных граждан. Эти и многие другие задачи процесса формирования людских ресурсов века информации должны найти в ближайшее время реальное воплощение в конкретных учебных планах и программах российской образовательной среды. |